Опубликовано: 01 января 2017
Просмотров: 2138

Россия-это многонациональное государство, на территории которой проживают множество народов. Изучение истории каждого, даже самого малочисленного народа необходимо для создания целостной картины, целостного представления о нашей Родине. Никакое общество не будет процветать материально и духовно, если не будет знать своих истоков, своей истории и культуры. Вот уже несколько сотен лет живет в одном из районов горного Дагестана одна малочисленная народность- багулал. Их название врядли о чем-то скажет простому жителю России. Об их существовании даже в Дагестане знают не все. Последние десятилетие Багулалы были перечислены к аварцам наиболее близкой и более многочисленной наци но, тем не менее, они сохранили свою самобытность, свои традиции и обычай. Не растворились полностью среди аварцев. Вобрав в себя в себя лучшие»аварские» качества, они не потеряли свое лицо.

Багулалы- это гордый, мужественный народ, перенесший со всеми дагестанцами все тяготы, которые пришлось перенести Дагестану. История багулалов во многом схожа с историей многих других малочисленных народностей Дагестана на которые были слитны с более крупными, близкими по культуре, языку народам. Все села входящие в союз багулал во многом схожи. Поэтому мы сегодня остановимся на истории, обычаях и культуре села Кванада.

Корни истории села Кванада уходят в далекое прошлое. Наше село образовалась в начале Х века. До образования одного села на нашей территории были маленькие хутора и в каждом из них жили разные тухумы. Правили этими тухумами старейшины. И все жители подчинялись ему.

У жителей каждого хутора были свои земли, свои владения. Занимались они скотоводством и земледелием. Иногда между жителями разных хуторов возникли ссоры. Однажды жители хутора «Гьаращи» который находится в долине речки «Гимерсинка» украли быка у жителей хутора « Лач1и» ,который находиться высоко от Гьаращинцев на 1000м. Они сварили мясо и вышли на площадку, который находится в центре хутора, они сидели вокруг мясо кушали и пили. В это время жители хутора «Лач1и» вышли на край обрыва и стали стрелять из лука. Один лук попал прямо в центр угощения. Люди от испуга хотели вставать, но старейшина сказал: «Не двигайтесь!» Если они узнают, что луки выпущенные ими доходят до нас, для нас покоя не будет. И Лач1инцы подумали, что стрела не попала до Гьаращинцев.

Так жили жители маленьких хуторов как могли защищали себя от внешних врагов. Все больше и больше стали нападать жители больших, окрестных сел на них. Они забирали все что попадет им под руку. Маленьким тухумам трудно было защищаться от внешних врагов. И они стали думать что же им делать. Жители всех хуторов решили объединится и создать одно село. Но они не знали где же построить село. И в это время случился пожар на хуторе « Ц1обокьол» все сгорело. Следы пожара остались и до наших дней. Все камни этой местности красные от пожара. При раскопках находят каменные постройки, сожженные бревна, сожженная посуда. После пожара старейшины каждого хутора стали приглашать жителей сожженного хутора жить на ихнию территорию. И в это время было принято решение поймать дикого олененка отпустить его, и на том месте где он остановится построить село. Так они и сделали. Олененок остановился на том месте, где сейчас находиться село Кванада. Объединившись, они стали более сильными. Село располагалась на высоком холме и это было им удобно защищаться от внешних врагов . В село была только одна дорога, там были ворота, которые на ночь замыкались , ворота охранялись днем и ночью. Стены крайних домов были шириной в один метр и очень высокие, что бы враги не смогли проникнуть внутрь села. Это было приблизительно в 15 веке

В это время у Кванадинцев была христианская вера. Об этом говорят кресты нарисованные на камнях. Прошло много время, как в Дагестане стал распространяться Ислам. Но Кванадинцы очень долго не принимали Ислам. Говоря, что Кванадинцы самые последние приняли Ислам. Много было нашествий и нападений с целью навязать Ислам. Но Кванадинцы очень долго не принимали Ислам. Говоря , что Кванадинцы самые последние приняли Ислам. Много было нашествий и нападений с целью навязать Ислам Кванадинцам. Были кровопролитные войны, но Кванадинцы никак не покорялись. Есть место у нас в горах, где произошла жестокая битва между Кванадинцами и теми людьми, которые шли распространять Ислам. Это место называется «Местность где погибли Гьигьари»

Есть другая легенда Кванадинцы узнав, что идут люди со стороны Гимерсо на озера «Пай» сделали засаду. Сначала они посыпали все озеро мелкой соломой, положили туда несколько мешков с соломой, привязали собаку, все это они замаскировали на деревянных досках, что- бы путники, которые ехали наше село подумали, что там площадка где работают люди. Всадники ни подумав ни о чем направили свои лошади прямо на эту «площадку» и много люди и лошадей утонуло в этом озере. Кванадинцы Ислам приняли в начале 17 века. В это время в нашем селе построили мечеть и минарет. Строителями работали люди из другого села. Но в постройке мечети и минарета приняли участие все жители села. Каждый человек достигший 18 летнего возраста должен был каждый день принести по одному хорошему и красивому камню. На следующий день строители закладывали эти камни в стену. Где бы на работе не находились они вечером приносили на руках по одному камню. С таким трудом были построены мечеть и минарет, которые и сегодня находятся в центре нашего села. Это большой архитектурный памятник, который сохранился до наших дней.